Лариса Суркова: «Коллеги очень меня тогда гнобили, говорили, что не может быть науки без терминов»
Поделись
Ежегодно в октябре Фонд Андрея Первозванного награждает лауреатов всероссийского конкурса «Семья и будущее России». Кроме награждения, для победителей и финалистов, проходят мастер-классы от известных людей. В этом году лекцию для журналистов прочитала известный блоггер, первый психолог в Инстаграм, Лариса Суркова. Представляем первую часть расшифровки, в которой Лариса рассказывает о своем пути как блоггера, о том, какую роль в нем сыграла старшая дочь, а также об изменившемся со временем отношении коллег к её начинаниям.
Встречу провела Марина Глушенкова, известная телеведущая и блоггер из Калуги, лауреат конкурса «Семья и будущее России».
Марина Глушенкова:– То, что я скажу сейчас, я скажу не для вас, коллеги, а для трансляции в Инстаграме. Меня зовут Марина Глушенкова, я один из финалистов конкурса «Семья и будущее России», который проводится уже в шестой раз в Москве. Мы собрались сегодня в аудитории легендарного Журфака МГУ. Я хочу представить вам Ларису Суркову, и хочу подчеркнуть особо, что Лариса – наша коллега, блогер, психолог, рассказывающий широкой аудитории своего Инстаграма о семейных отношения и о своей собственной семье. Я бы сказала, что Инстаграм – это новый формат, и я бы хотела, чтобы наша беседа получилась о том, как эффективно в этом формате работать. Делать все то же самое, что делаем мы с вами. Это скорее не мастер-класс, это скорее круглый стол по обмену опытом и по освоению нового формата.
Лариса Суркова:
– Марина меня представила как блогера, но меня все еще немножко дергает от этого слова. Для меня все-таки важно, что я психолог: практикующий психолог, кандидат наук. Автор многочисленных книг, которые, к моему удовольствию, уже приближаются общим тиражом к миллиону экземпляров. Я мама пяти прекрасных детей от 3-х до 23-х лет. Поэтому я надеюсь, что мы будем сегодня говорить о моей работе со всех сторон. Мой Инстаграм для меня тоже большая работа и мои подписчики тоже сегодня с нами – мы в прямом эфире. Уверена, что вопросы будут действительно острыми и важными для вас, для меня, для наших читателей. Мой Инстаграм – он не про поболтать, он про то, чтобы действительно помогать людям.
М.Г.: Уверена, что многих очень интересует, когда, на каком этапе своей жизни вы решили выйти в Инстаграм?
Л.С.: Хороший вопрос. Часто задаваемый, поэтому еще раз эту историю повторю. Моему Инстаграму 14 февраля будет 6 лет. До этого у меня был маленький свой личный дневник о природе, о погоде, но люди все чаще стали задавать вопросы по психологии. Видя моих детей, которых тогда было трое, и только-только родилась четвертая дочка. Подписчики видели какой-то мой успешный опыт, хотя я всегда делилась и опытом, и ошибками, и всем-всем-всем – мне стали говорить: «давайте больше о психологии». И в какой-то момент моя старшая дочь Мария, студентка ВШЭ, факультета Психологии, она сегодня пришла сюда со мной. И тогда Маша сказала: «Ты же такая вся современная, тебе слабо хотя бы 10 тысяч подписчиков набрать? Давай ты будешь писать о психологии, а мы посмотрим, что из этого выйдет». Со мной так нельзя, я за это сразу очень цепляюсь. Я поймалась на слабо и сказала: «давай попробуем». Десять тысяч подписчиков было у меня через два года, а сейчас из два с небольшим миллиона. А 14 февраля, в День всех влюбленных, отметим очередной День рождения.
М.Г.: То есть, получается, дети взяли на слабо и дети выступили проводниками нового и современного способа продвижения идей.
Лариса, для вас блог – это что? Это форма заработка? Потому что сейчас очень многих блогеров упрекают в том, что «вы зарабатываете деньги – такие, сякие, не хорошие»… для вас это что? Миссия или?...
Л.С.: Когда я начинала, ни о каком заработке вообще не шла речь. Никто не понимал как это вообще будет. Сначала был спортивный интерес. И вот этот спор со старшей дочкой, он был вполне себе путеводной звездой, я этого не скрываю. Хотелось привлечь подписчиков, я поднимала сразу какие-то важные темы вокруг детства. Чуть-чуть касалась взрослых, потому что все-таки я взрослый психолог и помогаю взрослым. Моя кандидатская была посвящена перинатально психологии – впервые в нашей стране. Я очень горжусь тем, что этот мой труд в учебниках, и его изучают студенты. Для меня это очень важно. Мы – это такой срез блогеров, которые появились в одно примерно время и узнавали друг друга постепенно. У нас была идея, что нужно нести что-то доброе и светлое в массы. Я поставила себе задачу, чтобы психология была понятна, доступна и для этого я решила писать на простом, лёгком, человеческом языке. Не знаю, кто что помнит 6 лет назад что-то про психологию в нашей стране – я думаю, что вы не помните ничего. И сейчас еще с этим есть много проблем, но тогда все было совсем печально. Коллеги очень меня тогда гнобили, говорили, что не может быть науки без терминов. Нужно использовать более сложные слова. Потом это прекратилось, началось другое; мне стали говорить, что нельзя бесплатно давать упражнения, потому что люди перестанут к нам ходить и отдавать деньги, ведь я дала все бесплатно…
На это я отвечала: «Понимаете, миллион человек прочитает, 5 из них сделают, а для остальных это будет пинок, чтобы они к вам пошли и узнали детали». Так продолжалось года три.
Но 2,5 года назад состоялся очень значимый для меня момент: я получила письмо от декана факультета Психологии одного из областных вузов, который написал «спасибо».
Он написал «спасибо, что повернули людей к психологии». А еще написал, что несмотря на то, что коллеги меня гнобили и унижали, я смогла повернуться к ним спиной и лицом к людям.
М.Г.: Получается, что вашими первыми хейтерами были ваши же коллеги?
Л.С.: Да. Причем они были очень жестоки, в том числе поднимали эти темы на ученых советах. Говорили: «Так нельзя, должно быть сложно, нельзя просто». Потом ситуация переломилась.
Что касается заработка. Никто не будет отрицать, что Инстаграм для больших и не очень блогеров – это заработок. Первый заработок, если так можно сказать, появился на 20 тысячах подписчиков. Мне предложили бартер – детские носки. Это была просто безумная радость, я вообще не думала, что так может быть!
Но для меня главной составляющей, конечно, был рост клиентской базы. Стало очень много клиентов, и я стала не справляться – этот момент наступил очень быстро. К 10 тысячам подписчиков я уже не справлялась – запись была на много месяцев вперед. Я не сторонник такого подхода, чтобы повышать свою ценность и рассказывать, что «я здесь вообще один уникальный психолог, других таких нет», потому что это неправда. Есть намного лучше и круче и замечательнее. Из этого выросла моя команда: сегодня у меня работают 25 психологов, они работают и очно в Москве, и онлайн. Они работают по моим стандартам и я могу гарантировать, что результат будет примерно такой как у меня. И вот эта прибыль была очень быстрая. Позже стали появляться бренды. У меня есть несколько рекламных принципов. Основной из которых – это, что я никогда не размещаю то, что не использую сама. Мне важно все испытать на себе, на своей семье и лично убедиться, что это безопасно.
Есть вещи, которые я никогда не возьму: алкоголь или мех. То есть что-то, что противоречит моему образу жизни. Но, к счастью, с большинством брендов, с которыми мы сейчас работаем, есть длительные годовые контракты. Я сотрудничаю с ними третий и четвертый год. И там у меня везде экспертная позиция. Я рассказываю о вещи с точки зрения психологии: если мы говорим об игрушке, то я ее рассматриваю с точки зрения что в ней хорошо, а что в ней плохо. И у многих брендов я выступаю как амбассадор, как эксперт-психолог. Для меня это очень комфортно. Это и заработок, и мои подписчики об этом знают и мне за это благодарны. Я прекрасно понимаю, что часть населения реклама сильно бесит. И тут, в отличие от телевизора, к которому ты не подпрыгнешь и ничего не скажешь, в Инстаграме можно легко высказать своё «фи». Я завела еще один аккаунт, где только психология: там нет ни рекламы, ни моей семьи.
Записала Ольга Зябко
Последние статьи и интервию
Поделись: