«В России гражданское общество имеет мобилизационный характер»

22.07.2020
«В России гражданское общество имеет мобилизационный характер»

21 июля президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В числе прочих в нем указана такая: «Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов».

Сколько в стране волонтеров

Сколько в России волонтеров сейчас, точно неизвестно. В декабре 2017 года Росстат заявлял, что в России 1,4 млн добровольцев, а спустя несколько месяцев ФОМ (фонд «Общественное мнение») сообщал, что в организованную волонтерскую деятельность вовлечены более 10 млн человек.

Летом 2019 года председатель совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев говорил, что в России уже 15% населения стало волонтерами (это около 22 млн человек). В декабре 2019 года Владимир Путин сообщил, что в России более 15 млн волонтеров.

На каких данных будут основываться, оценивая достижение национальной цели, поставленной президентом, пока непонятно.

Посчитать «текучую группу»

Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова в беседе с АСИ отмечает, что волонтерский труд действительно сложно оценить количественно.

«Это очень «текучая» группа. В России гражданское общество имеет мобилизационный характер: что-то произошло – народ пошел помогать. Отпустило – разбежались. И что это значит? Сколько у нас волонтеров в стране?» — говорит Мерсиянова. В апреле 2020 года Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ исследовал факторы формирования волонтерской идентичности россиян. Тогда 13% взрослых россиян сказали, что считают себя волонтерами.

«Во время самоизоляции 61% населения сказал, что готов помогать нуждающимся людям. Реально помогало 26%. Разрыв говорит о том, что формальные каналы получения помощи тоже работали, но в случае чего у нас есть [волонтерский] потенциал», — говорит Мерсиянова.

Называть вещи своими именами

По ее мнению, 15% волонтеров, которые заявлены в национальных целях развития, – «абсолютно реальная цифра». Причем, судя по формулировке, здесь подразумеваются все люди, которые помогают добровольно, а не только те, кто состоит в каких-либо волонтерских объединениях.

«Это вообще особенность россиян – прекрасно вовлекаться в практики гражданского общества, будучи никем не организованными. Есть люди, которые занимаются волонтерским трудом и даже не догадываются, что они волонтеры. Это вопрос гражданского образования», — отмечает эксперт.

Мерсиянова обращает внимание на необходимость работать над тем, чтобы люди, занимаясь волонтерством, понимали, что это именно волонтерство, и развивали свою добровольческую идентичность.

По материалам АСИ