Международная премия «Вера и Верность»

«Бабушка-Мороз» родом из Ленинграда: как блокадница помогает нуждающимся

текст:Анастасия Семенович 31.01.2020
«Бабушка-Мороз» родом из Ленинграда: как блокадница помогает нуждающимся

Когда 80-летняя Галина Ивановна Яковлева поднялась на сцену Кремлевского Дворца съездов, где ей вручали международную премию «Вера и Верность», зал встал... «Спасибо вам, спасибо...»- твердила женщина. И странно было: благодарила она за то, что кто-то заметил ее маленький подвиг. А ведь это всем нам нужно непрестанно говорить ей «спасибо». Уже много лет блокадница, петербуржская пенсионерка «работает» добрым ангелом, развозя помощь нуждающимся. Она сама ищет спонсоров, готовых помочь пропитанием и лекарствами ближнему, сама за рулем своего микроавтобуса развозит потом эти подарки малоимущим.

Невысокая женщина с высоко уложенными кудрями за рулём крупного белого фургона, она говорит о важности позитивного мышления и о том, как любит пить горячий чай и водить машину. За рулем Галина Ивановна — почти всю жизнь. Много лет работала водителем на «скорой», на городских троллейбусах, в такси. А благотворителем стала почти случайно...

 – Началось все, когда я в сорок пять лет попала в больницу города Пушкино, у меня был туберкулёз, - вспоминает она.- Как-то туда привезли бабушку, и она все время плакала. Я поинтересовалась, « почему вы плачете?». И она рассказала, что у неё дома осталась дочка, инвалид первой группы, парализованная, непонятно, как она справится сама. А еще выяснилось, что у бабушки завтра день рождения, ей исполняется восемьдесят лет. Я обратилась к соседям по палате, предложила подарить что-то бабушке на память.. Мы собрали деньги и купили бабушке заварной чайник. А она ещё больше плачет... Спрашиваю, в чем же дело? А она ответила, что теперь это слезы счастья...

yak400x600.jpg

Уже после того, как обеих выписали из больницы, эта бабушка пригласила Галину Ивановну в гости и познакомила со своей дочерью. Выяснилось, что та, хоть и инвалид, но работает диспетчером в одном благотворительном фонде. «Как-то она попросила меня забрать для фонда в одном месте селёдку. Так я стала работать с благотворителями, позже попала в фонд «Вера. Надежда. Любовь». Всем нравилось, что у меня есть своя машина, хоть она у меня и плохая была тогда». - рассказывает Галина Ивановна. А затем руководители фонда всей семьей уехали в Германию. «Я тогда не думала, что они уезжают навсегда, продолжала работать. А когда очнулась, то поняла, что я осталась одна со своей машиной и подопечными инвалидами, которые меня ждут. Так я открыла свой фонд».

То, что Галина Ивановна не бросила в беде своих подопечных — вполне закономерно. Ей ли не знать, что такое быть инвалидом. Еще ребенком во время блокады Ленинграда она онемела. Жили они тогда на Васильевском острове в общежитии, мама работала на кожевенном заводе. Когда кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось, маленькой Гале было всего два года. Но она уже ходила садик, мама то работала. «Однажды, когда детсадовская группа гуляла на улице, объявили воздушную тревогу. Дети хотели спрятаться куда-нибудь, а тут на дороге лежали большие чугунные трубы. Вот мы все туда и залезли, а с другого конца упал снаряд. - вспоминает она. - В итоге, все дети, которые были в трубе, оглохли и онемели. Я же только онемела».

И не разговаривала примерно до пятого класса. Училась в обычной школе, специализированных тогда не было. И по врачам ходить не хотела. «Но в какой-то момент одна из врачей мне сказала: «а ты пой. Слышишь музыку или песню – подпевай, хотя бы про себя. Если остаёшься одна, пой громче». Так меня и вылечили». - рассказывает Галина Ивановна.

Блокада не прошла для девочки даром. Кроме немоты маленькая Галя получила еще детский полиартрит ног. Но решила стать водителем. Почему такой странный выбор профессии ?

Сначала я хотела быть врачом. А потом произошел такой случай: у нас умирал сосед, и я три остановки бежала за доктором, чтобы позвать его на помощь. - вспоминает она. - А она идёт, шаляй-валяй, и говорит: «если суждено ему жить – будет жить, а нет – так нет”. Я подумала, не дай бог мне стать таким же врачом… Потом я хотела быть следователем. Но тоже что-то произошло и я увидела, как им, следователям, приходится действовать. И поняла - не хочу быть такой
Директор фонда "Доброта":Галина Яковлева

- Но почему вдруг все же водителем?

- Когда я училась в девятом классе, ввели новый предмет – машиноведение. Мы изучали теорию и устройство, но водить нас не учили. Но вскоре по призыву комсомола я поехала осваивать целину в совхоз им. Ленина в Павлодарский край. Там я стала учетчицей, и по работе часто общалась с трактористами. Один из них предложил научить меня водить трактор. Сначала я освоила трактор «Беларусь», а осенью стала водить комбайн. А когда я вернулась с целины, то продолжила работать водителем: на «Скорой помощи» и на городском транспорте, на троллейбусе.

После того, как в сорок пять лет вышла на пенсию, Галина Ивановна решила приобрести собственную машину. Тогда это было не так доступно, как сейчас. «Пенсия у меня была сто двадцать рублей. Первую машину я купила плохонькую, но все-таки купила, чтобы подхалтуривать таксистом» - рассказывает Галина Ивановна. На этой же машине она потом возила свою первую благотворительную помощь.

Для нее движение — жизнь. Сама себя она называет «лягушкой-путешественницей». Много ездила по стране и не только. И сейчас не останавливается несмотря на возраст. «Я с моим характером быстро завожу друзей. Сейчас беру по акции бесплатные билеты, которые выделяют для блокадников на полёты по России, мы группой добираемся до Владивостока, а потом едем в Китай». Там Галина Ивановна проходит курс массажа и иглоукалывания. После чего опять готова садиться за руль своего уже нового белого фургона – со словами «Улыбнись», и «Доброта» на бортах, которого с нетерпением ждут ее подопечные во всех районах Петербурга.

«Как вы договаривается с организациями о помощи? Стало ли меньше благотворительный с началом кризиса» - спрашиваю.

«По-разному бывает. Иногда просто вижу рекламу воды или чего-то ещё с телефоном. Я звоню по этому номеру, говорю, что занимаюсь благотворительностью. Иногда получается договориться, иногда – нет. Некоторые связи остались со времен работы в фонде «Вера. Надежда. Любовь». Есть, например, организация, которая даёт стиральные порошки.. Есть фабрика, которая даёт нам хлеб. Столько бабушек, которые получают маленькие пенсии! Я их подкармливаю.»

«Подкармливает» Галина Ивановна хорошо: раздаёт хлеб, чай, сыр, колбасу, торты. Бывает, в какой-то организации сменится руководство или ответственные лица, могут перестать давать товар. Тогда Галина Ивановна расстраивается. Впрочем, по её словам, она умеет «всех очаровать» - договориться о помощи, поддерживать связи. Многих подопечных она водит в театры – «Доброте» выделяют бесплатные билеты. Конечно, не все театры и не на каждый спектакль. Но все же...

Среди ее подопечных — женщина, которой почти сто два года и девяностотрехлетняя пенсионерка. Но есть и дети. Для детей женщине получается «добывать» прогулки по рекам и каналам Петербурга. Галина Ивановна - человек занятой: ей то и дело звонят, что-то спрашивают, уточняют, она о чем-то договаривается. У неё десятки подопечных – людей и организаций, которым она помогает. А отдых — это чашечка горячего чая и любимое оригами. А утром — снова за руль фургона. Подопечные ждут – не раскиснешь особенно.

По материалам «МК»