Просветительский проект «Лица Русского Зарубежья. 1920-1945»

Михаил и Евгений Вернеры

04.08.2020
Михаил и Евгений Вернеры

Михаил и Евгений Вернеры

Литераторы, книгоиздатели, торговцы, изобретатели. Создатели первого в мире мопеда, пионеры создания мотоциклов.

Биография братьев Вернеров известно лишь в самых общих чертах, многое до сих пор не очень известно.

Братья получили образование за границей. Являлось оно гуманитарным или техническим, пока трудно сказать, но их деятельность свидетельствовала о том, что они хорошо знали типографское дело и полиграфию.

Поселившись в Москве, Вернеры приобрели типографию на Арбате. Одним из первых их начинаний было возобновление в 1885 г. в Москве издания журнала «Вокруг света» (выходившего в 1860–1869 г. в Петербурге). Именно братья Вернеры познакомили русскую публику с произведениями таких писателей как Буссенар, Стивенсон и Хаггарт. Некоторое время спустя Вернеры стали издавать детский журнал «Друг детей» и юмористический журнал «Сверчок», с которым сотрудничали Антон Чехов и его брат Михаил  Чехов. Однако вскоре их издательская прогорела, они разорились и были вынуждены  уехать заграницу – это произошло в 1891 г.

Братья осели во Франции, где Вернеры сначала хотели продолжить свою журналистскую деятельность, но успеха не добились. Тогда они занялись ремонтом и продажей фотоаппаратов, пишущих машинок и граммофонов.

В 1896 г. одному из братьев пришла идея установить маленький бензиновый двигатель на велосипед. Горизонтальный четырехтактный двигатель поместили над задним колесом, передача к которому осуществлялась с помощью роликовой цепи и фрикционных дисков. Но после испытаний двигатель (теперь уже вертикальный) перенесли на переднюю вилку. Результат превзошел все ожидания.  Мотоцикл с эмблемой «Вернер Фрер» («Братья Вернер») оснащался одноцилиндровым четырехтактным двигателем воздушного охлаждения. Он развивал мощность 0,75 л. с. при 1200 об/мин.

В 1897 году было выпущено 12 таких велосипедов, в 1898 г. для их производства была основана фирма «Братья Вернер и К°». Они назвали свой моторный велосипед «мотоциклетом». Отсюда и пошло русское — мотоцикл, (хотя по сути это был мопед).

Мотоциклы Вернеров в течение нескольких лет одерживали победы на многих крупных состязаниях и получили свыше 30 первых и вторых призов. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже им были присуждены золотая и серебряная медали.

Конструкция Вернеров вызвала многочисленные подражания. Легкие мотоциклы (или все-таки мопеды) с моторчиком над передним колесом начали выпускать фирмы «Циклон», «Шайберт», «Комет» в Германии, «Иксьон» во Франции. А завод, строивший машины «Вартбург» в немецком городе Эйзенахе, даже приобрел у Вернеров лицензию на производство их мотоцикла. К 1901 г. было выпущено свыше 3500 мотоциклов «Вернер».