VII форум «Святость материнства»

VII форум «Святость материнства»

Тема форума: ««Семья в жизни молодого поколения: проблемы, практики и перспективы»»

7-8 ноября 2019 года в Белграде состоялся Седьмой международный форум программы «Святость материнства».

Итоговый документ VII международного форума программы «Святость материнства» «Семья в жизни молодого поколения: проблемы, практики и перспективы» (Белград, Республика Сербия, 7-8 ноября 2019 г.)

Фонд Андрея Первозванного совместно с Фондом братьев Карич (Сербия) провел 7-8 ноября 2019 года в Белграде VII Форум программы «Святость материнства». Тема Форума – «Семья в жизни молодого поколения: проблемы, практики и перспективы».

В Форуме приняли участие более 400 представителей общественных организаций, бизнеса, государственных органов власти из России, Сербии, Беларуси, Китая, Казахстана, Ирана, Украины, Польши и других стран.

На Форуме были представлены официальные делегации из 7 российских регионов, заключивших соглашения о сотрудничестве с программой «Святость материнства».

Проведение Форума в Сербии было обусловлено тесными и многосторонними связями между Россией и Сербией на уровне гражданского общества и межгосударственных отношений. Форум был направлен на развитие сотрудничества в сфере поддержки семьи на фоне очень тесных культурных контактов, а также с учетом объективных задач в сфере семейной политики в России и Сербии.

Содержательная программа Форума включила в себя пленарное заседание, открывшее его работу, дискуссионные площадки и панельную дискуссию, посвященные обсуждению семейно-ориентированных инициатив в разных сферах, а также осмыслению социальных, экономических, культурных и духовно-нравственных условий существования семьи в современном мире.

 Открытие Форума состоялось 7 ноября 2019 года в Национальном театре Белграда (Сербия). 

На открытии выступили: Майя Гойкович (Республика Сербия), Председатель Народной Скупщины Республики Сербия, Наталья Викторовна Якунина (Россия), председатель Попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», Миланка Карич (Республика Сербия), учредитель Фонда Карич, Народный депутат Народной Скупщины Республики Сербии, Почетный консул Республики Казахстан в Республике Сербия, Епископ Истринский Серафим, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по делам молодежи, Валерий Валерьевич Ковальков (Республика Беларусь), заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь, Александр Аркадьевич Боцан-Харченко (Россия), Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербии, Ольга Николаевна Епифанова (Россия), заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Славица Джукич-Деянович (Республика Сербия), министр, ответственный за демографическую и популяционную политику, Ольга Николаевна Хохлова (Россия), член комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре, Никола Никодиевич (Республика Сербия), председатель Скупщины города Белграда, Брайан Браун (США), президент Международной организации в защиту семьи, Лу Шичжень (Китай), директор Китайского Фонда Сун Цин Лин, Диана Гудаевна Гурцкая (Россия), член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства, заслуженная артистка Российской Федерации.

На Форум были присланы приветствия от Президента РФ В.В. Путина, Президента Сербии Александра Вучича, Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина, министра науки и образования РФ М.М. Котюкова.

В рамках Форума 8 ноября были проведены круглые столы по темам: «Сотрудничество НКО, бизнес-сообщества и государства в сфере поддержки молодых семей, материнства, отцовства и детства», «Опыт и перспективы преподавания “Семьеведения” (“Основ семейной жизни”)», «Современная молодая семья: проблемы репродуктивного здоровья и повышения рождаемости», «Правовая защита семьи, родительства и детства: тенденции, проблемы, практики», «Семейно-ориентированная информационная политика: опыт и перспективы».

Панельная дискуссия «Молодежь и семья в современном мире: решения и практики» с участием признанных экспертов стала заключительным звеном содержательной программы Форума и дала материал для осмысления его итогов.

Предложения участников Форума

Отношение молодежи к семье, мировые демографические тенденции и подходы к увеличению рождаемости в разных странах стали основными дискусcионными вопросами Форума. Одним из главных средств решения демографических проблем была названа политика поддержки молодой семьи, которую должны совместно формировать и осуществлять общество и государство.

 Участники Форума признали, что меры экономической поддержки семьи необходимы, но в условиях распространения установки на малодетность имеют ограниченную эффективность. Поэтому сегодня речь должна идти о поддержке желания молодых людей становиться родителями, повышении социального статуса многодетной семьи, семейного образа жизни. 

Необходимо, чтобы семья, брак, родительство находили поддержку во всех системах обеспечения жизни общества. В первую очередь, таких, как конституционное и гражданское законодательство, образование, медицина, СМИ. Именно поэтому Участники Форума заинтересованы в активном и неравнодушном взаимодействии социальных институтов, общественных объединений и организаций, как на структурно-государственном, так и общественно-личном уровне для сохранения определяющей ценности семьи и брака, поддержания семейной, демографической, здоровьесберегающей и ценностной культуры социума.

Участники Форума предлагают комплекс мер, направленных на утверждение в обществе ценностей семейного образа жизни, которые могут осуществляться в рамках общественно-государственного партнерства в сфере семейной политики.

Меры стимулирования рождаемости, повышения социального статуса семьи

· При консультировании беременных женщин обеспечить не только психологическую, но и социальную поддержку самих женщин и членов их семей. Организовать привлечение в связи с этим специалистов разного уровня и направлений деятельности (врачей, юристов, членов НКО, волонтеров и проч.) и межведомственное взаимодействие. Разработать государственные профили, стандарты координации работы с беременными, будущими родителями (маршруты, дорожные карты, маршрутизаторы); 

· Провести в регионах РФ мониторинг эффективности реализации семейной политики в части профилактики абортов, развития центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволяющий определить:

o   Результативность мероприятий по профилактике абортов;

o   Наличие в штате кабинетов медико-социальной помощи учреждений родовспоможения действующей ставки психологов;

o   Наличие и количество профилактических мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья (в части искусственного прерывания беременности);

o   Наличие комплекса информационно-просветительских мер по профилактике искусственного прерывания беременности;

o   Число специалистов учреждений родовспоможения, имеющих специальную профессиональную подготовку по доабортному консультированию;

o   Наличие и функционирование образовательных программ, направленных на повышение квалификации сотрудников учреждений родовспоможения по доабортному консультированию.

· Организовать телефон горячей линии для помощи в репродуктивных ситуациях (по примеру Сербии – тел. 08000 333 030) как средство поддержки беременных и средство коммуникации между пациентами и врачами (по многим вопросам);

· Поощрять стремление населения к здоровому образу жизни и создавать условия, способствующие здоровому образу жизни (путем предоставления налогового вычета на программы и услуги, поддерживающие здоровый образ жизни);

· В рамках программ по профилактике абортов уделить особое внимание: 

o   экологичным для здоровья методам планирования семьи (Естественное планирование семьи и Метод распознавания плодности) 

o   развитию соответствующих образовательных программ  

o   при необходимости рассмотрения методов контрацепции особое внимание уделить негормональным методам;

·  Тиражировать в регионах успешный опыт московских бюджетных медучреждений по организации «открытых родильных домов». Внедрение подобной практики позволит повысить уровень удовлетворенности женщин родами, сформировать позитивный родовой опыт и повысить вероятность рождения второго и следующих детей;

· Рассмотреть и распространить опыт НКО по организации сопровождаемых родов с участием партнера семьи (доулой –  помощницы при беременности и в родах, оказывающей информационную, эмоциональную и психологическую поддержку беременной и ее семье). Внедрение данной практики помогает сделать родовой процесс более гладким и мягким;

· Рассмотреть возможность тиражирования опыта Школ родителей, программа обучения которых способствует осознанию молодыми людьми семейных ценностей, необходимости беречь репродуктивное здоровье, ответственного подхода к планированию семьи и формированию родительских установок (пример: школа родителей «Василиса» г. Санкт-Петербурга)

· Рассмотреть возможность перевода студентов с платного обучения на бюджетное при рождении ребенка;

· Популяризовать в профессиональном медицинском сообществе положение международного текста клятвы врача Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации об уважении к жизни человека, начиная с момента зачатия («Я буду поддерживать предельное уважение к человеческой жизни с момента зачатия, и даже под угрозой я не употреблю медицинское знание против закона человечности»);

· Принимая во внимание успешный опыт Казахстана, усилить поддержку действий и проектов по поддержанию дружественных отношений между работодателем и работником с семейными обязанностями: гибкое начало и окончание рабочего дня для молодых родителей, отцовский отпуск, дополнительные гарантии для беременных женщин, дополнительные оплачиваемые дни для родителей и др.;

· Расширить спектр направлений использования одной из мер материальной поддержки — «материнского капитала» (добавить, напр., ремонт дома, покупка мебели, автомобиля и некоторые другие нужды);

· Разрешить семьям использовать «материнский капитал» непосредственно после рождения ребенка, а не по истечению трехлетнего срока;

· В необходимой мере скорректировать ситуацию, когда большинство мер социальной поддержки направлены на поддержку матери и ребёнка, даже в случае, когда семья полная и в ней есть муж-отец;

· Разработать нестандартные правовые решения проблем защиты материнства и родительства, в частности посредством предоставления материнского капитала женщинам, которые отказываются от искусственного прерывания беременности, приобретая взамен право на получение под контролем соответствующих социальных служб ежемесячных дополнительных пособий из материнского капитала на содержание рожденных ими детей; 

· Переименовать «материнский капитал» в «семейный капитал» или «родительский капитал», поскольку сейчас при обозначении этой меры в качестве «материнского капитала» каждая семья заведомо рассматривается как неполная, что задаёт определённый негативный контекст восприятия этой меры.

Развитие семейно-ориентированной информационной политики

· Провести мониторинг деятельности федеральных и региональных органов власти, направленной на поддержку семейной тематики в СМИ; 

· Разработать критерии оценки эффективности реализации семейно-ориентированных медиапроектов (в сотрудничестве с представителями федеральных и региональных органов власти, общественности, журналистского и научного сообществ);

· На основе анализа существующих медиапроектов, сформировать базу данных наиболее успешных форматов семейно-ориентированных медиапроектов;

· Сформировать предложения в адрес федеральных и региональных профильных ведомств, выделяющих субсидии на поддержку семейно-ориентированых медиапроектов, с целью учета разработанных критериев оценки эффективности и наиболее успешных форматов медиапроектов при принятии решений о выделении государственных субсидий и иных форм поддержки федеральных и региональных СМИ;

· При сотрудничестве федеральных органов власти, общественных организаций и представителей бизнеса организовать грантовый конкурс, направленный на поддержку семейно-ориентированных федеральных, региональных и муниципальных медиапроектов;  

· Разработать федеральную и региональные кампании социальной рекламы, направленной на утверждение ценностей материнства, отцовства, многодетности, а также распространение в медиапространстве устойчивой модели совмещения родительства и профессиональной успешности, а не их противопоставления;

· Провести анализ существующих программ профессиональной подготовки будущих журналистов по теме «социальная журналистика» и, при необходимости, усовершенствовать существующие программы; 

· Организовать курсы повышения квалификации для журналистов, специализирующихся на социальной и семейной тематике, поскольку в большинстве случаев журналисты региональных и муниципальных СМИ не имеют профильного образования; 

· Разработать комплекс мер, стимулирующих обращение редакций СМИ к реализации социальных проектов, которые обеспечивают обратную связь со зрителями, читателями, слушателями и помогают решать существующие социальные проблемы (на муниципальном уровне).

Создание и внедрение учебных программ по подготовке обучающихся к семейной жизни 

· Поддержать работу Российской академии образования как ведущего центра координации, проведения и подготовки практических решений в области преподавания специального предмета по семейной тематике (“Семьеведения”) в рамках программы общего среднего образования (в Российской Федерации).

Программа курса «Семьеведение» как элемент в системе целенаправленной подготовки молодежи к успешной семейной жизни должна опираться на современные научные знания в психологии и педагогике, соответствовать действующему в Российской Федерации законодательству об образовании и учитывать мнение родительского сообщества и самих учащихся. Она должна быть направлена на повышение у обучающихся уровня готовности к вступлению в отношения, к созданию семьи, к выполнению супружеской и родительской функций, а также на формирование ответственного отношения к вопросам супружества и рождения детей.

Для организации преподавания курса «Семьеведение» должны быть созданы система подготовки кадров, информационные площадки для взаимодействия специалистов, поддержка уже существующих тематических кафедр по данному направлению;

· С учетом проведения Форума в Сербии, также предлагается использовать опыт научного совета по вопросам семьи и детства Российской академии образования (под руководством академика РАО А.А. Реана) при изучении возможности внедрения учебного курса по тематике семьеведения в образовательную систему Республики Сербии.

·  

Развитие партнерства НКО, бизнеса и государственных ведомств

· Осуществлять информационную поддержку успешного взаимодействия бизнеса, власти и НКО в сфере поддержки молодых семей, материнства, отцовства и детства;

· Обеспечивать распространение лучших практик поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (в том числе через отраслевые объединения и т.д), в бизнес-среде, среди СМИ и НКО;

· Распространить действие региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок, компенсация аренды помещений) на негосударственные некоммерческие организации, оказывающие услуги дошкольного образования и по присмотру и уходу за детьми;

·  Рассмотреть возможность привлечения НКО к апробации новых направлений в социальной, просветительской, образовательной работе с семьями, впоследствии включая те направления, которые доказали свою эффективность, в деятельность учреждений социальной и образовательной сферы;

·  Содействовать использованию некоммерческими и бюджетными организациями новых цифровых инструментов и решений на основе цифровых технологий (облачные сервисы, мобильные приложения, чат-боты, базы данных и др.) в целях повышения эффективности их деятельности. Оказывать поддержку IT-компаниям, предоставляющим собственные технологические и интеллектуальные ресурсы НКО и бюджетным организациям на безвозмездной основе;

· Поддерживая тренд на повышение роли мужчин-отцов в жизни общества, а также на поиск разумного баланса в социальных ролях мужчин и женщин, и учитывая сложность и особенность проблем, которые испытывают отцы, воспитывающие детей в одиночку, рекомендуется некоммерческим организациям и профильным ведомствам создавать особые проекты помощи мужчинам-отцам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

· Развивать при государственно-общественном партнерстве семейно-ориентированные инициативы различных направлений через проведение проектных конкурсов в крупных корпорациях и холдингах, финансовую и грантовую поддержку.

Правовая защита семьи, родительства и детства

· Нормативно определить и практически запустить:

o   механизм реализации процедуры «месяц для примирения» в органах ЗАГС;

o   процедуру досудебной психолого-профилактической подготовки обеих сторон судебного разбирательства к бракоразводному процессу в суде.

· Ввести следующие меры:

o       подготовку судебного корпуса, а также сотрудников органов ЗАГС по базовому курсу психологической грамотности;

o       подготовку психологов-практиков, специализирующихся на участии в подобных процессах, для выступлений в суде;

·               Представляются целесообразными следующие меры: 

o       разработка унифицированного понятия института отцовства на законодательном уровне;

o       расширение на законодательном уровне круга лиц, имеющих право на общение с ребенком при отсутствии биологического родства с ним;

o       ведение минимальных критериев/норм для определения порядка общения ребенка при раздельном проживании родителей, соответствующих международным стандартам;

o       усовершенствование механизма учета мнения ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

o       введение обязательной процедуры экспертиз и заключений специалистов (психологов, педагогов) по категории дел о расторжении браков с детьми для объективного установления наилучших интересов ребенка;

o       ведение обязательной досудебной процедуры примирения по делам, связанным с семейными спорами (до рассмотрения дела в судебном заседании).

· В целях достижения целостности, а также системного совершенствования законодательства, затрагивающего брак, семью, родительство (отцовство и материнство), детство и родство, представляется целесообразным поставить и рассмотреть вопрос о введении в российское право ясных операциональных определений для таких объектов как брак, семья, родительство (материнство и отцовство), детство и родство, начиная с уровня Конституции РФ и до уровня решений Президента РФ, федерального и региональных правительств, ведомств и других полномочных органов и структур.

· В целях совершенствования конституционно-правовых средств защиты брака и семьи, родительства и детства в РФ рекомендуется:

o       проведение сравнительно-правовых исследований конституционного регулирования по этим вопросам в зарубежных странах;

o       разработка предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию РФ и (или) в федеральное законодательство с целью укрепления основ правового регулирования по этим вопросам, а также содействия в реализации задач семейной политики РФ;

o       постоянный мониторинг законопроектной деятельности Государственной Думы ФС РФ по этим вопросам и разработка на его основе консолидированных позиций (оценок, рекомендаций, предложений) общественных объединений; 

o       разработка предложений по совершенствованию практики применения конституционно-правовых средств защиты этих институтов.

· В целях совершенствования правоприменительной (прецедентной) практики защиты брака и семьи, родительства и детства представляется необходимым:

o       проведение системных научных исследований российской судебной практики по этим вопросам;

o       мониторинг и анализ прецедентной практики Европейского суда по правам человека;

o       выявление судебных дел, рассмотрение которых потенциально может оказать влияние на правоприменительную (прецедентную) практику защиты этих институтов в российских судах, Европейском суде по правам человека, иных международных судах;

o       разработка рекомендаций по совершенствованию средств судебной защиты этих институтов.

Поддержать Нас